Обсуждение законопроектов

08.07.2020 г.

страница: Главная arrow Пояснительные записки arrow Пояснительная записка к проекту ФЗ N 566817-5

Пояснительная записка к проекту ФЗ N 566817-5

Печать

Пояснительная записка

к проектам федеральных законов «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

Проектом федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - законопроект) предусматривается установить основные гарантии права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации и организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Законопроектом определяются его цели, содержание государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, основные принципы оказания бесплатной юридической помощи, виды бесплатной юридической помощи, субъекты оказания бесплатной юридической помощи и квалификационные требования к лицам, оказывающим такую помощь.

Законопроектом разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, а также определяются полномочия в указанной области Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Минюста России), органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, полномочия органов прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Организационно-правовым основам функционирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи посвящены главы 3 и 4. К участникам бесплатной государственной системы юридической помощи предлагается отнести федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, государственные внебюджетные фонды, государственные юридические бюро. В оказании гражданам бесплатной юридической помощи также могут участвовать адвокаты и нотариусы.

Бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам не только в рамках государственной, но и в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи, участниками которой являются юридические клиники и негосударственные юридические центры.

Законопроектом определяются категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. В частности, к ним относятся малоимущие граждане, инвалиды I и II группы, ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и другие. Законопроектом определяются случаи оказания бесплатной юридической помощи.

Законопроектом предусматривается информационное обеспечение деятельности по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи, а также финансовое обеспечение государственных гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи. При этом реализация закона не потребует обязательного выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Софинансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) компенсацией расходов адвокатам, участвующим в оказании бесплатной юридической помощи, за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете, будет осуществляться исходя из возможностей в соответствующем финансовом году.

В заключительных положениях законопроекта определяется, что государственные юридические бюро, созданные Правительством Российской Федерации до принятия федерального закона, подлежат передаче в ведение субъектов Российской Федерации. До вступления в силу федерального закона ранее созданные государственные юридические бюро финансируются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Принятие федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» требует внесения изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации. Поэтому одновременно с законопроектом подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», которым вносятся соответствующие изменения в Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», в федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Вступление указанных федеральных законов в силу предусматривается с 1 января 2012 г.

Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федеральных законов «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

Принятие федеральных законов «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» потребует изменения следующих актов федерального законодательства:

1. Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

2. Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

3. Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

4. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Финансово-экономическое обоснование
к проектам федеральных законов «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

Проектом федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - законопроект) устанавливаются основные организационно-правовые и информационные гарантии реализации права граждан на получение физическими лицами бесплатной юридической помощи.

Организационно-правовые гарантии права граждан на получение бесплатной юридической включают в себя свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи.

В соответствии со статьей 18 законопроекта в целях создания государственной системы бесплатной юридической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право выбора: учреждать государственные юридические бюро и (или) привлекать для оказания бесплатной юридической помощи адвокатов.

В связи с этим осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, предусмотренных статьей 18 законопроекта, может потребовать дополнительных расходов из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации только в случае принятия и реализации решения о создании на территории этого субъекта государственного юридического бюро.

Консолидированный объем бюджетных ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации в случае создания во всех субъектах Российской Федерации государственных юридических бюро может составить:

7,59439 млн. руб. х 83 = 630,33437 млн. рублей,

где 7,59439 - усредненный показатель необходимых бюджетных расходов субъектов Российской Федерации на создание государственных юридических бюро; 83 - количество субъектов Российской Федерации.

Законопроектом предусмотрено, что рассматриваемый федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г. До указанной даты субъекты Российской Федерации должны определить источники финансового обеспечения расходов на создание системы бесплатной юридической помощи, в том числе государственных юридических бюро, в случае принятия соответствующего решения.

При разработке законопроекта на основании пункта 12 Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. № 576, предусмотрено, что источником финансирования расходов органов государственной власти субъектов Российской Федерации будут средства субъектов Российской Федерации.

Решение о создании государственных юридических бюро и участии их в государственной системе бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации принимается высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

При принятии решения о создании государственной системы бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации без учреждения государственных юридических бюро бесплатную юридическую помощь будут продолжать оказывать адвокаты в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В этом случае не потребуется дополнительных расходов из бюджета субъекта Российской Федерации.

По данным Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, в 2009 году сумма бюджетных средств субъектов Российской Федерации, выплаченных адвокатам за оказание бесплатной юридической помощи, составила 166,654228 млн. рублей, а сумма бюджетных средств субъектов Российской Федерации, выплаченных на компенсацию расходов адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь, составила 39,229359 млн. рублей.

Таким образом, общая сумма бюджетных средств, выделенных субъектам Российской Федерации, составила 205,883587 млн. рублей.

В соответствии со статьями 132 и 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации в федеральном бюджете могут быть предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования соответствующих расходных обязательств. Пунктом 5 Правил формирования предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. № 392, предусмотрено, что в отношении каждого вида субсидий в установленном порядке разрабатываются правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В связи с этим должны быть определены порядок и условия предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) компенсацией расходов адвокатам, участвующим в системе бесплатной юридической помощи.

Точный прогноз объема субсидий, необходимых для софинансирования указанных расходных обязательств, в настоящее время дать затруднительно, поскольку неизвестно, какое количество государственных юридических бюро в субъектах Российской Федерации будет создано и в какие сроки (законопроектом такие сроки не устанавливаются).

Информационное обеспечение деятельности по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи заключается в правовом просвещении и правовом информировании граждан.

Установление обязанности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и должностных лиц по доведению до граждан правовой информации является правовой гарантией доступа граждан к информации, а также юридической основой системы антикоррупционного контроля. В настоящее время реализация данной гарантии рассматривается в качестве одной из основных мер по предупреждению коррупции, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на 2010-2011 годы. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» закреплен принцип информационной открытости органов государственной власти. Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлены принципы своевременности предоставления информации.

Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами и должностные лица в настоящее время осуществляют функции по распространению знаний правового характера и правовому информированию граждан, в том числе путем распространения печатной продукции, размещения информационных материалов в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети Интернет и иными способами. Указанные органы будут осуществлять деятельность по правовому информированию граждан за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период на осуществление такой деятельности.

В отношении иных участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи норма законопроекта о правовом информировании граждан является диспозитивной.

Таким образом, реализация проектов федеральных законов «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» не потребует обязательного выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Софинансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и компенсацией расходов адвокатам, участвующим в системе бесплатной юридической помощи, будет производиться за счет средств федерального бюджета исходя из его возможностей в соответствующем финансовом году.

Заключение Правительства РФ от 11 апреля 2011 г. № 1565п-П4
на проект федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу Президентом Российской Федерации

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Законопроектом предусматривается установление основных гарантий права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи и организационно-правовых основ формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Согласно положениям законопроекта государственные юридические бюро, созданные Правительством Российской Федерации, подлежат передаче в ведение субъектов Российской Федерации до 31 декабря 2012 года. Финансирование указанных учреждений до их передачи в ведение субъектов Российской Федерации будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации В. Володин

Заключение Правительства РФ от 11 апреля 2011 г. № 1567п-П4
на проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу Президентом Российской Федерации

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

В связи с проектом федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", федеральные законы от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Предлагаемые изменения направлены на установление основных организационно-правовых, финансовых и информационных гарантий реализации права на получение физическими лицами бесплатной юридической помощи.

Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации В. Володин

 
« Пред.   След. »