Обсуждение законопроектов

26.01.2020 г.

страница: Главная arrow Пояснительные записки arrow Проект доклада Правительства РФ Президенту РФ по законопроекту Гражданского кодекса

Проект доклада Правительства РФ Президенту РФ по законопроекту Гражданского кодекса

Проект
Президенту
Российской Федерации
Д.А. Медведеву

О проекте федерального закона
о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации
Поручение Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. № Пр-77 (п. 1)

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Во исполнение Вашего поручения Правительство Российской Федерации докладывает о ходе дополнительной проработки проекта федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект), подготовленного Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее - Совет по кодификации).

В целях выполнения поручения организовано обсуждение ключевых положений законопроекта в рамках проектных подгрупп Рабочей группы по созданию Международного финансового центра в Российской Федерации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации (далее - Рабочая группа МФЦ), проведено совещание с участием разработчиков законопроекта - представителей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (А.А. Иванов), Совета по кодификации (А.Л. Маковский, Е.А. Суханов).
Правительством Российской Федерации, участниками Рабочей группы МФЦ, представителями предпринимательского сообщества поддерживаются в основном подготовленные поправки по совершенствованию Гражданского кодекса Российской Федерации.

В то же время предлагаемые изменения главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) «Юридические лица» вызывают серьезные опасения Правительства Российской Федерации, предпринимательского сообщества, инвесторов, включая участвующих в коммерциализации исследований и разработок, а также организаций, представляющих малый и средний бизнес. Указанные изменения ставят под сомнение, в том числе возможность реализации планов по созданию международного финансового центра.

Так, сохраняются неизменными отдельные положения общей части Кодекса, посвященные сделкам, обязательствам и договорам, которые применяются в принятом судами ограничительном толковании. Прежде всего это касается положений о свободе договора, включая право на заключение непоименованных в Кодексе договоров об осуществлении гражданских прав, в том числе отказа от них, положений о сделках, заключенных под условием и других. В связи с этим формирование условий для развития в Российской Федерации международного финансового центра, что требует заключения сложных финансовых и инвестиционных сделок, может оказаться заблокированным. Иностранные и российские инвесторы, которым необходимы гарантии защиты прав собственности и исполнения заключенных контрактов, будут продолжать совершать сложные сделки по иностранному праву. Решение данной проблемы возможно путем расширения сферы применения принципа свободы договора при заключении сделок между предпринимателями до пределов, которые признаются в правовых системах признанных финансовых центров.

Правительство Российской Федерации поддерживает направленность законопроекта на защиту публичных интересов и охраняемых законом интересов привилегированных участников оборота. В то же время считаем целесообразной в отдельных случаях корректировку метода регулирования: баланс между целями снижения конфликтности отдельных институтов гражданского законодательства и защиты новых корпоративных и договорных форм организации предпринимательских отношений должен основываться на дифференциации регулирования отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и привилегированными участниками гражданского оборота. В частности, считаем необходимым допустить большую свободу в установлении прав и обязанностей, в том числе корпоративных на основании договора (устава), ограничив такую свободу только случаями недобросовестности или злоупотребления правом.

Кроме того, внесение изменений, касающихся пересмотра вида вещных прав, нецелесообразно и экономически неоправданно, дестабилизирует оборот недвижимости и повлечет миллиардные затраты, вызванные переоформлением прав, пересмотром платы за пользование земельными участками и объектами недвижимости.
С предложенными изменениями системы регистрации прав также нельзя согласиться, поскольку это приведет к увеличению транзакционных издержек, затормозит гражданский оборот недвижимости, удлинит и осложнит оформление прав граждан на недвижимость и в целом противоречит концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость, одобренной 11 июня 2009 г.
Законопроект, несмотря на соответствующие положения Концепции развития гражданского законодательства, не решает давно стоящие задачи усовершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, упрощения размещения линейных объектов, создания работоспособного института сложной недвижимости.

Положения законопроекта не соответствуют современной концепции развития государственных (муниципальных) учреждений, отраженной в Федеральном законе от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений, уточняющего правовой статус государственных и муниципальных учреждений».

В отношении устанавливаемого законопроектом запрета на преобразование коммерческих юридических лиц в некоммерческие (и наоборот) необходимо отметить, что его реализация приведет к случаям «искусственной ликвидации» юридического лица, когда практически одномоментно придется принимать решения о ликвидации одного юридического лица и о создании нового, и не позволит обеспечить выполнение поручения Президента Российской Федерации (от 5 мая 2010 г. № Пр-1287) об обеспечении возможности преобразования унитарных предприятий в автономные некоммерческие организации, а также учреждений в унитарные предприятия.

Нуждаются в серьезной доработке положения законопроекта об ответственности руководителя и членов коллегиальных органов управления юридических лиц в части оснований возникновения такой ответственности и распределения бремени доказывания вины руководителей и членов коллегиальных органов юридического лица по искам о привлечении их к ответственности (в зависимости от того, действовали ли они добросовестно и разумно при принятии соответствующих решений), об оспаривании решений собраний акционеров (участников) хозяйственных обществ, о компетенции органов управления корпораций.

Отмечаем также принципиальное согласие разработчиков законопроекта - Совета по кодификации с необходимостью концептуальной доработки законопроекта по целому ряду моментов. По итогам проведенного 4 февраля 2011 г. в Минэкономразвития России совещания с участием членов Совета по кодификации приняты решения об уточнении законопроекта в части норм о государственной регистрации юридических лиц, уставном капитале хозяйственных обществ, обязанности депонировать информацию о конечных бенефициарах юридических лиц, зарегистрированных на территории оффшорных государств, в национальном регистрирующем органе. По результатам совещания определено, что в законопроекте необходимо уточнить основания для отказа в государственной регистрации, исключив основания для проверки уставов на соответствие всему законодательству, основам правопорядка и нравственности. Также достигнуты договоренности об исключении из проекта указаний на конкретный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

В части положений законопроекта об обязательном нотариальном удостоверении решений органов управления юридических лиц признано целесообразным предусмотреть ряд изъятий из этого правила, а также дополнительно проработать перечень случаев обязательного нотариального удостоверения протоколов общих собраний и сроки введения в действия данных требований в зависимости от сроков совершенствования законодательства о нотариате.

Несмотря на дискуссионность идеи поместить в Кодекс требования к минимальному размеру уставного капитала, признано целесообразным закрепить необходимость оплаты определенной части уставного капитала денежными средствами.

С учетом изложенного считаем необходимым доработать законопроект с учетом позиции Правительства Российской Федерации до его рассмотрения в первом чтении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

 
« Пред.   След. »